Основные правила переноски картин
Необходимость перемещения картин может возникнуть в любое время: перед экспертизой, во время восстановительных работ, перемещения между хранилищем и экспозицией или при подготовке к транспортировке. Картины должны подвергаться перемещениям настолько редко, насколько это возможно. Чем больше картину трогают и двигают, тем выше риск её повредить.
К переноске картин следует относиться масимально бережно, внимательно и предусмотрительно. Большинство повреждений во время переноски или транспортировки являются результатом неверной оценки хрупкости картин или рисков, с которыми им предстоит столкнуться, и пренебрежения простыми мерами предосторожности.
Подготовка к перемещению
Перед тем как приступить к переноске картины, следует предпринять следующие шаги:
Изучите состояние картины.
Ознакомьтесь с последними отчётами о состоянии картины, чтобы ознакомиться со структурой картины и её историей. Проверьте состояние поверхности картины на предмет рыхлой или отслаивающейся краски. Если слой краски в хорошем состоянии, переверните картину и изучите состояние её обратной стороны. Если картина обрамлена, убедитесь, что рама достаточно прочная и хорошо держит картину.
Не перемещайте картину в нестабильном состоянии (например, на ней отслаивается краска), сначала необходимо провести восстановительные работы. Прежде всего нужно исправить проблемы крепления картины к раме, заменить непрочные скобы и прочее.
Составьте план перемещения.
Очень важно составить предполагаемый маршрут. Освободите путь от лишних вещей и подготовьте место, где вы оставите картину, перед тем, как вы начнёте её передвигать.
Возьмите себе помощников и инструменты, например, тележку, если необходимо.
Соблюдайте технику безопасности при переноске
- Не торопитесь.
- За один подход переносите только одну картину.
- Никогда не двигайтесь задом рядом с другими экспонатами.
- Не передавайте картину из рук в руки. Оставьте картину так, чтобы другой человек мог её поднять, контролируя ситуацию. Никогда не переносите картину за её настенный крепёж, верхнюю часть рамы или за один её бок. Угловые соединения --- наиболее уязвимая часть рамы. Картина своим весом может разорвать их, если её держать за одну сторону рамы.
- Препочтительно переносить картину лицевой стороной к себе, так что можно постоянно контролировать её состояние. Эта предосторожность имеет особое значение при переноске картин, имеющих объёмную структуру (например, импасто или с толстым слоем краски).
- Если у картины нет защитной доски с обратной стороны, не держитесь за внутренние части подрамника и избегайте давления на холст с обратной стороны. Следует помнить, что все картины должны иметь защитную доску с обратной стороны.
- Большинство картин очень чувствительны к загрязнению, особенно современная живопись жёских контуров или цветового поля. Чтобы избежать грязых и жирных отпечатков, убедитесь что ваши руки чистые и, когда это возможно, пользуйтесь чистыми, подходящими по размеру тонкими латексными или хлопчатобумажными перчатками (свободные перчатки могут быть опасны, они не позволяют держать картину достаточно хорошо и приводят к контакту с поверхностью картины). Позолоченные или полированные рамы также следует брать в перчатках.
- Любые аксессуары, такие как часы, кольца или запонки, следует снять, поскольку они могут зацепиться за картину или поцарапать её.
Конкретные инструкции по переноске
Окрашенные края картины рассматриваются как неотъемлемая часть работы, особенно в современном искусстве. Поэтому важно избегать контакта с этими видимыми краями (обычно боками). Если к картине невозможно приспособить ручки или ремни для переноски, берите её за те края, которые наименее видны зрителю (обычно верхний и нижний).
Небольшие обрамленные картины переносите, держа двумя руками за противоположные стороны. Если картина не обрамлена и достаточно небольшая для того, чтобы её мог переносить один человек, держите её за противоположные стороны раскрытыми ладонями, не касаясь картины пальцами, как если бы у вас в руках была свежеокрашенная с обеих сторон доска.
Картины среднего размера необходимо переносить вдвоём, держа картину одной рукой за нижнюю сторону рядом с углом, а другой рукой за бок картины в верхней её части, чтобы сбалансировать вес картины.
Большие или тяжёлые картины переносите с помощью складных ручек или нейлоновых ремней, закреплённых на обратной стороне картины. При необходимости используйте тележку. Высокие картины сложнее перевозить, поскольку они склонны опрокидываться.
Что делать в случае происшествия
Если картина повреждена во время перемещения, следует записать обстоятельства при которых это произошло. Все отделившиеся от картины части должны быть аккуратно собраны и идентифицированы. Часто полезно зафиксировать происшествие на фото. Эта информация должна быть направлена квалифицированному специалисту по сохранению картин для получения информации о дальнейших действиях и возможном восстановлении картины.
Помните: многие страховые фирмы не покрывают страховкой случаи повреждения или утраты картин, вызванные неквалифицированным обращением.
Компания «Артинбокс» более десяти лет занимается профессиональным монтажом экспозиций и менеджментом выставочных проектов, от одной консультации до полноценной работы «под ключ».
Благоприятная среда для перемещения картин может быть создана путём проведения музеем периодических презентаций и программ тренингов для своих сотрудников. Весь персонал, который имеет отношение к перемещению экспонатов, должен пройти инструктаж по основному уходу и перемещению музейных экспонатов. Более того, сотрудники должны проявлять собственную инициативу для получения, улучшения и внедрения методов безопасного перемещения картин.
Производим упаковку, монтируем экспозиции, перевозим картины, получаем таможенные разрешения. Мы с удовольствием ответим на любые ваши вопросы, ждем ваших звонков и писем.