Экстренная обработка картин, повреждённых водой

Повреждения от воды одни из самых серьёзных, которые только могут произойти с коллекцией картин на холсте. Как правило они являются результатом затопления, протекающих труб или попыток погасить пожар. Поскольку наиболее значительный ущерб от воздействия воды происходит в течение первых 5-15 минут, необходимо принимать все возможные меры, чтобы уберечь картины от контакта с водой. Следует помнить о возможности сезонных подтоплений и протечки труб. Картины в хранилище должны быть защищены листами пластика, расположенными между стойками с картинами и потолком, а сами стойки должны быть приподняты от уровня пола как минимум на 150 мм.

Информация в этой заметке будет полезна для составления плана действий во время аварии, для подготовки к чрезвычайным ситуациям, а также для уменьшения возможных повреждений, в случаях когда вода уже достигла картин.

Виды повреждений водой

Картины состоят из разнообразных материалов, которые по-разному реагируют на влагу. Деревянные рамы разбухают и оказывают давление на подрамник. Подрамник также разбухает, его может повести или скрутить, из-за чего холст может потерять форму или даже порваться. В дополнение к этому холст при намокании сильно садится, что может вызвать растрескивание, выгибание и отслаивание краски и грунта.

Важно остановить усадку намокших картин путём немедленного контролируемого высушивания. Поскольку промоченные картины, как правило, особенно уязвимы, следует как можно быстрее обратиться за помощью к реставратору. Если же такой возможности нет, описанные в этой заметке процедуры может выполнить и неспециалист.

Удаление излишней влаги

Самой приоритетной задачей является удаление воды с картин. Наклоните каждую картину, чтобы дать стечь воде с угла рамы. Если пострадавших картин много, важно установить систему приоритетов. Не все картины одинаково реагируют на воду:

В первую очередь внимание должно быть обращено на самые ценные картины в коллекции (ценность картин должна быть определена заранее и включена в план действий во время аварии).
Затем следует заняться картинами, на которые намокание не успело оказать большого влияния, или которые повреждены лишь немного.
На самый конец нужно оставить наиболее повреждённые картины, они потребуют больше всего внимания и времени для устранения последствий.

После того как вода стекла с полотен, можно использовать осушители. Поддерживайте в помещении влажность воздуха около 60-70% чтобы не пересушить картины.

Материалы

Под рукой следует держать следующие материалы:

Подготовка рабочей области

Если возможно, организуйте рабочую область в отдельном помещении, не там где находится коллекция, и не затопленное водой. Установите в рабочей области вентиляторы. Интенсивная циркуляция воздуха препятствует образованию плесени и ускоряет процесс сушки. Вентиляторы должны работать круглосуточно до тех пор, пока картины не высохнут.

Подготовьте чистую сухую мягкую поверхность. Для картин с плоским слоем краски достаточно проложить несколько слоёв впитывающей бумаги. Картины с импасто требуют дополнительного смягчения, например, ткани. Толщина дополнительного слоя должна быть как минимум вдвое толще слоя краски.

Накройте подстилающий слой майларовой или пластиковой плёнкой, чтобы он не стал влажным. Эта мера минимизирует возможность образования плесени и позволяет избежать загрязнения или окрашивания картины от ткани.

Сушка повреждённых водой картин

Важно! описанная ниже процедура может применяться ограниченно в трёх случаях:
  1. Если краска на картинах шелушится их нельзя обрабатывать описанным далее способом. Картины с признаками шелушения, отслаивания или закручивания краски, а также при размягчении или растворении краски или грунта следует располагать лицевой стороной вверх и не трогать их в процессе сушки.
  2. Если на картине есть разрывы краски, может оказаться невозможным сгладить их в соответствии с процедурой. Во избежание сминания холста, не прикладывайте давление на разрывы, которые не удаётся легко и безопасно разгладить.
  3. Картины с высокими (больше 1 см) или хрупкими элементами импасто могут потребовать дополнительных мер предосторожности или вообще не подходить для сушки лицевой стороной вниз. Под картины с прочным импасто следует подкладывать достаточно толстый слой мягкого материала, такого как ткань или войлок, для дополнительной поддержки слоя краски.
    Картины, на которых нет разрывов, а краска не осыпается и не размягчена, как описано выше, следует высушивать и разглаживать в соответствии с методами, которые описаны ниже.

Проложите несколько слоёв впитывающей бумаги (или, в случае очень большой картины, хлопчато-бумажную или другую впитывающую ткань) сверху на плёнку, отделяющую смягчающий материал, а затем накройте двумя слоями папиросной бумаги или газетными листами.

Убедитесь, что поддерживающий и впитывающий слои абсолютно гладкие и без складок. Все неровности под давлением могут отпечататься на картине.

Извлеките картину из рамы и расположите её лицевой стороной вниз на рабочей поверхности. Удалите с обратной стороны подрамника защитную доску и систему крепления картины, чтобы иметь беспрепятственный доступ к обратной стороне холста.

Вырежьте кусок впитывающей бумаги подходящего размера, чтобы он помещался внутри подрамника. Если внутри подрамника есть дополнительные элементы, старайтесь проложить бумагу непосредственно на холсте. Нужно покрыть бумагой весь холст, доступный с обратной стороны. Если нужно использовать больше одного куска бумаги, располагайте их встык, избегайте наложения слоёв, поскольку полоса двойной толщины бумаги может деформировать поверхность картины.

Вырежьте доску, желательно из фанеры или древесно-волокнистой плиты, так чтобы она соответствовала внутреннему размеру подрамника и входила внутрь него. Расположите её поверх слоя впитывающей бумаги, чтобы сохранять холст плоским во время высушивания. Если в углах подрамника установлены распорки, срежьте углы доски. Не пытайтесь засунуть доску под распорки.

Расположите на доске несколько грузов, чтобы форма холста не искажалась во время высушивания. Количество грузов может меняться от картины к картине. Распределите грузы равномерно. Грузы также следует разместить на углах подрамника, чтобы его не скручивало. Держите картины под постоянным наблюдением, чтобы вовремя заметить скручивание.

Меняйте впитывающую бумагу с обратной стороны картины каждые 10 минут, пока бумага не станет почти сухой. Затем меняйте её каждые полчаса до тех пор пока она не станет сухой на ощупь.

Когда холст покажется сухим, снова смените бумагу на сухую и оставтьте картины под грузом на сутки, обеспечив хорошую циркуляцию воздуха вентиляторами.

Обратите внимание: если после процесса сушки к картине прилипла бумага, не пытайтесь её отделить, оставьте это реставратору.

Как можно быстрее договоритесь об осмотре повреждённых картин специалистом, чтобы оценить степень ущерба, получить дальнейшие указания по восстановлению и предотвратить возможное образование плесени. Затопленное помещение должно быть вымыто и продезинфицировано прежде, чем туда вернутся картины.

 

При возникновении подобных аварий почти в каждом случае описанные выше меры подойдут только для ограниченного числа картин, получивших значительные повреждения. Многие другие картины будут очень хрупком и уязвимом состоянии с серьёзными повреждениями.

Вода оказывает разрушительное воздействие на картины на холсте. Крайне важно изучить все возможности проникновения воды в помещение и предпринять все необходимые меры заблаговременно, чтобы быть уверенным, что аварий такого рода не произойдёт.